Инструкция для самостоятельной экскурсии по окрестностям Ставрополя
Хмурый осенний день. Вы заскучали дома. Держаться нету больше сил! )) Нужно срочно что-то менять! Отличный вариант для поднятия настроения - небольшая поездка по окрестностям Ставрополя. Собираем друзей, садимся в автомобиль и двигаемся к Новокавказскому мосту. Да, место заезженное и Вы, наверняка, видели сотни фоток этого моста в Интернете, но если там не бывали, обязательно прокатитесь – не пожалеете. Пока Ваши друзья делают дебильные селфи на фоне моста и фотографируются с классными тёлочками, которые пасутся на лугах возле моста, Вы можете сказать несколько слов про туапсинскую железную дорогу.
Для рассказа предлагаю воспользоваться материалам блога Николая Суховского.
Зачем вообще строили эту дорогу? Дело в том, что ставропольское крестьянство и купечество на рубеже XX века отчаянно искало новые рынки сбыта сельхозпродукции. Идеальным вариантом был черноморский порт Туапсе. В 1897 году была открыта ветка Кавказская - Ставрополь, построенная АО Владикавказской железной дороги. Пользуясь своей монополией, эта дорога диктовала свои цены и условия ставропольским крестьянам. Поэтому в 1908 году при поддержке правительства было образовано АО Армавир-Туапсинской железной дороги, как альтернатива, во главе с инженером путей сообщения Петром Перцовым. Акции, выпущенные позднее, сосредоточились большей частью в руках купцов, казачества и крестьянства Ставропольской и Кубанской губерний, благодаря чему "Туапсинка" получила славу "народной железной дороги". Проектирование и строительство дороги на ставропольском направлении было одобрено в 1912 году. «Рулили» процессом инженеры Александр Лаша и Иосиф Годзевич. Конкретно участок Армавир - Ставрополь был пущен 1 октября 1916 года. Путь от Ставрополя до Армавира отныне составлял 62 версты против 145 верст по Владикавказской железной дороге через Кавказскую. Строительство осуществлялось, в основном, на деньги ставропольского купечества.
Но не будем отвлекаться от места, куда мы приехали. Перед Вами Новокавказский мост этой самой туапсинской железной дороги. Разрушен он не только от времени. Здесь проходили ожесточенные бои в гражданскую войну. Как пишут Герман Беликов и Олег Парфенов в своей книге «Безумие во имя утопи, или ставропольская голгофа» в первых числах марта соединения Добровольческой армии предпринимали усилия, чтобы отбить Ставрополь у красных, но потерпели неудачу. Красные начали теснить белых. В южном направлении отход добровольцев прикрывал бронепоезд, курсировавший по железной дороге между Татаркой и горой Недреманной. Против него из города выше бронепоезд красных, межу которыми завязалась артиллерийская дуэль. Именно в том бою солдаты Добровольческой армии взорвали одну из опор огромного Новокавказского моста через реку Егорлык, лишив красных возможности подбрасывать на передовую свежие силы. С того дня, 11 марта 1920 года, тот разрушенный мост напоминает о последнем сражении за Ставрополь в период гражданской войны.
Красные победили в том бою. В общем-то, красные в целом одержали победу по всей стране и принялись устанавливать новые порядки. Общеизвестно, что большевики, мягко говоря, крайне негативно относились к религии и всяческими силами уничтожали храмы по всей стране. Такая же участь постигла строения у Святого источника в селе Татарка, куда мы сейчас и отправляемся. К счастью в настоящее время территория Святого источника облагорожена и здесь сейчас находится мужской монастырь в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость».
Выдвигаемся в село Татарку и останавливаемся у въезда в монастырь. Для рассказа о Святом источнике воспользуемся материалами сайта источника.
Первые официальные сведения о Святом источнике относятся к 1872 году. Крестьянка Елена Васильевна Бабичева поведала сельскому старосте Абраму Беседину и всему миру о череде сонных видений. Будто в поисках своей коровы в лесу она повстречала у колодезя старца с медным крестом в руках. Старец наказал ей огородить колодец, поскольку вода в нем святая. Несколько месяцев спустя, ночуя в Иоанно-Мариинском женском монастыре в Ставрополе, Бабичева увидела сон, в котором трое неизвестных ей людей (один из них в священнической ризе, с крестом в руках) наказывали отслужить три молебна над этим колодцем. Елена обратилась с просьбой отслужить молебны к священнику ставропольской Свято-Георгиевской церкви отцу Алексею Семенову, прикомандированному к Татарскому селению. К ее просьбе присоединились староста и жители селения. Источник был расчищен селянами и приведен в наилучший вид. Священник Алексей Семенов три раза ходил с крестным ходом и служил молебны с водосвятием. Над святым источником поставили сруб с крышей и большой деревянный крест с двумя иконами и лампадой. Множество верующих стали приходить к источнику и получать исцеления.
Молитвы на Святом источнике возносились и в тяжелые годы Первой мировой войны, и после революции. Несмотря на запреты новой безбожной власти, простые люди шли к святому месту за утешением. Набирали родниковую воду в разнообразную тару, окунались в купели, молились за страну и своих близких. Богослужения шли на источнике вплоть до 30-х годов. Служил в это сложное время священник татарской Казанской церкви отец Михаил Ксенофонтов (1882 года рождения). В 1933 году он был арестован по обвинению в том, что проводил среди верующего населения контрреволюционную работу по организации кулацкого саботажа, «широко развернул работу по сбору денежных средств в пользу ссыльных попов и монахов». Отец Михаил заявил на следствии: «...деньги собирались для посылки на поддержку нашего ссыльного духовенства, о котором мы должны беспокоиться». Батюшка был расстрелян 02.04.1933 года (реабилитирован посмертно 31.05.1990 г.).
Святой источник постигла общая печальная участь других православных мест. Часовню закрыли, богослужения запретили, иконы и церковную утварь изъяли. После военного лихолетья последовала новая волна гонений на Церковь. 28.11.1958 года ЦК КПСС принял новое постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам». Чтобы прекратить паломничества верующих к 700 учтенным властями святым местам, принимались самые разные меры: засыпались источники и разрушались часовни над ними, они огораживались заборами, около которых ставилась милицейская охрана, чтобы не пускать верующих. Активно велась антирелигиозная пропаганда. Верующих людей высмеивали, запугивали, отравляли им жизнь, используя все виды и средства идеологического оружия.
В начале 90-х годов Святой источник пробился сквозь толщу земли, и люди захотели его восстановить. По рассказам старожилов, с большим трудом был обнаружен засыпанный землей каменный грот.
Началось возрождение святого места силами казаков и верующих. Сделали простенький каптаж, улучшили подъездную дорогу. Было сделано несколько проектов по восстановлению Святого источника. И лишь в 2004 году проект, который учел недостатки предыдущих проектов, был утвержден. Необходимо было сохранить природный ландшафт, остановить расширение оврага. Материалом для строительства был выбран желтый кирпич, соответствующий по цвету местному ракушечнику.
На средства благотворителей в первую очередь был обустроен каптаж источника, построены купель, храм, дом для священника. Затем появились строения корпусов для монашествующих.
Одновременно с возрождением источника начали восстанавливать музей села Татарка. Вы давно были в сельском музее? Вот туда мы и отправляемся. В историко-краеведческом музее села Татарка есть на что посмотреть! Музей находится на ул. Минина, д.2а в здании местного дома культуры. По какой-то причине на здании отсутствует вывеска, разъясняющая, что музей именно здесь, поэтому ищем дом культуры и попадаем в здание через боковую дверь. На входе сразу встречаются каменные изделия.
Поднимаемся на второй этаж и покупаем всего за 80 рублей билет с экскурсией. Сотрудники музея с радостью расскажут про экспонаты в музейном зале.
Основная часть экскурсии наверняка будет посвящена знаменитому жителю села Татарка заслуженному художнику Российской Федерации Павлу Моисеевичу Гречишкину. Здесь Вы можете посмотреть на личные вещи Павла Моисеевича и его картины. Много представлено картин других художников.
Конечно, традиционная часть любого сельского музея – это этнографическая экспозиция, которая рассказывает об истории основания села, о быте и занятиях его жителей в XIX-XX вв. В музее Вы увидите этнографические костюмы, предметы домашней утвари (чугунки, макитры, ухваты, деревянные чашки, ложки, рубели для глажения белья, гребни, коромысла, сундуки), орудия труда, изделия местных мастеров. Часть экспозиции посвящена возрождению казачества.
Полезно знать, распорядок работы музея: воскресенье и понедельник - выходные дни.
В музее Вам обязательно расскажут по древнее поселение - знаменитое Татарское городище в окрестностях села. Если Вам еще недостаточно впечатлений, то Вы можете отправиться на прогулку по древнему городищу. Отличный «мануал» по посещению археологического памятника с фотографиями и схемой проезда есть в блоге у Николая Суховского.
Из Татарки выезжаем по «старой» дороге и возвращаемся в Ставрополь на ул.Южный обход.
Уверен, что самостоятельная экскурсия наверняка поднимет Вам настроение. Во всяком случае, такое времяпрепровождение гораздо лучше залипания в телек или в ВК. Трек поездки прилагается
При подготовке поста использованы материалы с сайтов:
http://www.stavmuseum.ru
http://svyat-istochnik.ru/index.php/letopis
http://postav.livejournal.com
и книги Герман Беликов, Олег Парфенов «Безумие во имя утопи, или ставропольская голгофа»
http://and-stav.livejournal.com/69820.html